"Ақмола облысының Есіл аудынының білім беру бөлімінің Калачевский бастауыш мектебі"  КММ
КГУ "Калачевская начальная школа отдела образования Есильского района Акмолинской области"

Мы в соц.сетях

    

Список организаций

Галерея

Смотреть все>>>

Формы работы по профориентации в начальной школе.

Вопросы профориентации рассматривались в школе всегда, но сегодняшняя ситуация в Казахстане, те проблемы, которые испытывают выпускники общеобразовательной школы в профессиональном самоопределении, заставляют по-новому взглянуть на организацию профориентационной работы.  В связи с актуализацией вопросов развития профессионального образования в общеобразовательной школе необходимо определить роль и место в этом образовании начальной школе. Обучающиеся 1-4 классов еще далеки от выбора профессии, но правильно поставленная среди них профориентационная работа должна стать основой, на которой в дальнейшем будут развиваться профессиональные интересы и намерения учащихся в старших классах.

Каждый ребенок генетически наделен определенными способностями, предрасположен к изучению каких-то предметов в большей степени. В дальнейшем эти дисциплины (науки) могут стать основой будущей профессии.

С первых шагов ребенка родители задумываются о его будущем, внимательно следят за интересами и склонностями своего ребенка, стараясь предопределить его профессиональную судьбу.

Профессионально ориентированная работа – это система учебно-воспитательной работы, направленная на усвоение школьниками необходимого объёма знаний о мире профессий. 

Целью профориентационной работы в начальной школе является расширение знаний о мире профессий, формирование интереса к трудовой деятельности.

В процессе профориентационной работы решаются следующие задачи:

• расширение первоначальных представлений о роли труда в жизни людей, о мире профессий и представление возможности учащимся «примерять» на себя различные профессии через игровую деятельность;

• развитие мотивации к учебе и труду через систему активных методов познавательной и профориентационной игры;

• развитие творческих способностей детей в процессе знакомства с профессиями.

Чем больше профессий будет знакомо ребенку и чем шире его представления о мире профессий, тем меньше ошибок он совершит в дальнейшем в процессе формирования профессионального плана.

Профориентационная работа в начальных классах проводится как на уроках, так и во внеурочное время. Профориентационные мероприятия могут быть представлены в виде оформления классного уголка профессий или школьного стенда, беседы и встречи с людьми разных профессий, экскурсии на предприятия или в музей, ведения «профессионального портфолио», классного часа по профориентации, родительские собрания сочинения, конкурсов, защиты проектов и игры направленные на осмысление отдельных элементов изучаемой профессии.

Иначе, это формы работы по профориентации в начальной школе.

Рассмотрим каждую из форм работы по профориентации в начальной школе.

  1. Беседы с детьми и родителями.

При организации профориентационной работы в начальной школе важно учитывать, что у детей в этот период формируется трудолюбие,

возникает интерес к профессиям родителей и людей ближайшего окружения, Родители являются «живым» профориентационным примером. А для детей младшего школьного возраста – это естественный интерес к работе родителей, желание стать такими, как папы и мамы. Информационное воздействие родителей может проявляться во всех разновидностях их воспитательной деятельности, т.к. на каждом шагу мы сталкиваемся с необходимостью дать ребенку сведения о той или иной профессии. Это, прежде всего, доступные беседы о себе, своей работе, мастер-классы.

  1. Встречи с людьми разных профессий.

Всегда интересно, когда о профессии рассказывает специалист  и лучше всего, на рабочем месте. Но так как это не всегда получается по объективным причинам, то нужно представить эту профессию максимально наглядно. Рассказ о профессии должен сопровождаться  наглядным материалом: фотографии, рисунки, орудиями труда и др. Можно порекомендовать представить рассказ о профессии в форме истории об одном дне специалиста, о его биографии. Независимо от выбранной формы, лекция (рассказ) должна быть проведена на языке ребенка начальных классов и включать в себя такие моменты, как: история

Профессии, о содержание труда, профессионально-важные ограничения при работе по этой профессии, описание интересных историй и случаев из профессиональной жизни различных людей.

Чтобы «оживить» эти встречи, можно заранее провести с ребятами подготовительную работу: подобрать загадки, составить кроссворды, синквейны по профессиям, с представителями которых ожидается встреча.

Экскурсии

Профориентационная экскурсия является одним из видов сопровождения профессионального самоопределения обучающихся, сочетающая в себе не только наглядность и доступность информации, но и возможность формирования у ребят интереса к профессии. Экскурсия помогает школьникам соотнести свои профессиональные интересы и знания, полученные в школе, с новыми представлениями о профессиях, знакомит их с различными видами трудовой деятельности и потребностями в кадрах. В перспективе способствует осознанному выбору своего профессионального пути. Экскурсию следует проводить в заранее намеченных безопасных местах, позволяющих хорошо видеть объекты.

Даже в самом образовательном учреждении можно провести экскурсию в школьную мастерскую и узнать о профессии слесаря, столяра, токаря, шлифовщика.

Для того, чтобы экскурсия была наиболее эффективной формой профориентационной деятельности в начальной школе, необходимо соблюдение ряда условий:

  1. использование занимательного материала;
  2. организация встреч с представителями различных профессий;
  3. дополнительная информация о профессии.
  4. Классные часы  по профориентации.

На  классных часах и на внеклассных занятиях младшие школьники читают стихи о разных профессиях, разгадывают загадки, инсценируют

произведения, составляют пословицы о труде, рассказывают о профессиях своих родителей, участвуют в викторинах.  Например, читая разные книги, мы встречаемся с разными героями, которые стали знамениты благодаря своей профессии.  

Тематика классных часов по профориентации разнообразна. Это: «Профессии наших мам и пап», «Как путешествует письмо», «Как появилась одежда», «Я выбираю профессию», «Кто помогает нам отдыхать», «Труженики села» (ко Дню работника сельского хозяйства), «Учитель - звучит гордо» (ко Дню учителя). Любой профессиональный праздник может стать темой классного часа. На  классном часе т.ж. можно проводить анкетирование по профориентации: какие профессии знакомы школьникам; какие профессии нравятся; кем мечтаете стать в будущем и т.д..        

 Чем больше профессий будет знакомо ребенку и чем шире его представления о мире профессий, тем меньше ошибок он совершит в дальнейшем в процессе формирования профессионального выбора.

  1. Оформление классного уголка и школьного стенда.

Оформление уголка профессии в пространстве класса заключается в том, что детям предлагается подобрать какую-либо информацию о профессиях. Здесь можно использовать книги, фотоматериалы, газетные вырезки, имеющие отношение к профессии. Затем весь материал обрабатывается и размещается в уголок класса. В ходе проведения занятия по профориентации нужно всегда обращаться к этому уголку. Также здесь можно использовать материал, соответствующий профессиональному празднику. У многих профессий есть свой праздничный день – собственный профессиональный праздник.

 

  1. Родительские собрания по профориентационной тематике.

Родительские собрания  являются одной из основных форм работы с семьёй по профориентации. Выбор тематики собрания может осуществляться на основе результатов предварительного анкетирования родителей и учащихся или в соответствии с планом работы по профориентации в образовательном учреждении. Участие родителей в разработке тем собраний во многом определяет их эффективность. На родительских собраниях нацеливать  родителей на включение школьников в разные кружки и секции.

На собраниях можно обсудить:

  • профессиональные интересы и склонности детей, методы и способы их изучения и развития;
  • правила выбора профессии;
  • факторы, оказывающие влияние на выбор профессии;
  • типичные ошибки, которые совершают родители и дети, определяя дальнейший жизненный путь;
  • состояние здоровья и его роль при профессиональном выборе;
  • роль родителей при формировании обоснованного профессионального плана детьми.
  1. Игры  направленные на осмысление отдельных элементов изучаемой профессии.

 Развитие представлений младших школьников о мире профессий осуществляется при помощи такого приема, как профориентационные игры. Игра еще некоторое время после начала обучения в школе продолжает оставаться ведущей деятельностью учащегося.  Среди приёмов профессиональной ориентации учеников выделяются игровые приемы и

упражнения, которые помогают учителю в занимательной для детей форме решать образовательные и воспитательные задачи. Игры способствуют расширению знаний учеников о многообразии профессий, обогащают представления о действиях представителей той или иной профессии, о материалах и инструментах врача, автослесаря, художника, летчика, программиста и т.д. Для этого можно использовать такие игры, как «Угадай профессию», «Профессия на букву...», «Кто использует в работе?» (назвать профессии, которые используют заданный инструмент или материал, например, расческа, поварешка) и т.д.

Страница создана: 18.05.2020 19:59
Страница обновлена: 18.05.2020 19:59

Текст